Как подключить геймпад к ноутбуку

Как подключить геймпад к ноутбуку Техника

Почему не работает геймпад на пк

Чтобы джойстик работал корректно, системный блок должен определять его как новое подключённое устройство для игр. Но порой сделать он этого не может. Причинами возникновения данной проблемы могут быть:

  1. Отсутствие нужных драйверов геймпада. Если нет необходимого программного обеспечения, операционная система компьютера не сможет найти, распознать и синхронизироваться с контроллером. Эта причина является одной из самых распространённых и легко устраняется.
  2. Отсутствие необходимых настроек. После подключения игрового контроллера к компьютеру или ноутбуку, требуется выполнить ряд несложных настроек и произвести калибровку. Если калибровка не была выполнена, геймпад работать не будет.
  3. Неисправность гнезда USB.
  4. Конфликт манипулятора и уже подключённых к системному блоку устройств.
  5. Отключенный Bluetooth или Wi-Fi — если соединение осуществляется по беспроводной технологии.
  6. Установленная на ПК или ноутбук операционная система не поддерживает игровой контроллер. Обычно это бывает, когда к системному блоку, на который установлена последняя версия Windows, подключают геймпад старых моделей.
  7. Неисправность манипулятора. В случае механических повреждений, манипулятор может перестать функционировать.
  8. Выход из строя кабеля USB.

ВНИМАНИЕ! При подключении игрового контроллера к системному блоку, следует убедиться в том, что на нём включён Bluetooth!

Что дальше?

Геймпады – устройства многоликие. Для меня было открытием, что, оказывается, есть такие, которые через провод работают по протоколу XInput, через Bluetooth – DirectInput. О таких вот проявлениях (сомнительной) изобретательности производителей игровых устройств мне рассказывают здесь и через соцсети. Это иногда забавно, но чаще печально – потому что чем мудрёней устройство, тем худший пользовательский опыт оно даёт.

Дополнительно:  Как выйти из синего экрана на ноутбуке windows 7

Смело пишите в комментариях вопросы, спрашивайте и делитесь решениями. Только, пожалуйста, если вы просите меня помочь – будьте подробны и обязательно прочтите всю статью от начала до конца. Потому что если не прочтёте, я не смогу вам помочь, так как буду считать, что вы уже перепробовали все советы из текста.

Без подробностей может случиться недопонимание.

Заглянувший на сайт Кирилл попросил помочь, но не сообщил толком ничего. Я выяснил у него модель геймпада, поискал инструкции, посмотрел видеообзоры сего устройства и пришёл к выводу, что режимы переключаются кнопкой Mode, но XInput работает только по проводу.

Позже владелец геймпада обнаружил, что если в Диспетчере устройств отключить виртуальную мышь, которую создаёт геймпад, то всё работает нормально. В главе “Клавиатуры и мыши” я не просто походя, а в выделенном блоке текста советовал: “…отключите как можно больше устройств ввода.

Кирилл, видимо, текст не читал и дошёл до этой мысли сам, что почему-то резко понизило в его глазах статус меня и моей статьи. Он обвинил меня в “не экспертности” и назвал статью бесполезной.

Также выяснилось, что он хотел настроить эмулятор геймпада x360ce, подключённый зачем-то через Steam, что вообще не имеет смысла. Эмуляция через создание виртуального геймпада работает надёжнее, позволяя задействовать устройство в играх, которые защищены продвинутыми антипиратскими защитами (Denuvo), без плохих последствий в виде бана.

В итоге и мне неприятно стало, и пользователь ушёл с сайта, будучи уверенным в том, что он самый умный, хотя по сути стал наглядным примером разгильдяйства.

Решение 3. удалите устройства-призраки, чтобы геймпад не работал


Если проблема связана с вашим диспетчером устройств, выполните следующие действия в указанном порядке, чтобы удалить устройства-призраки:

  1. Проверьте диспетчер устройств
  2. Перезагрузите компьютер в безопасном режиме
  3. Удалить дубликаты устройств
Дополнительно:  Ошибка "Page Fault In Nonpaged Area" Windows 10 – как исправить?

Проверьте диспетчер устройств

  • Нажмите Пуск .
  • Выберите Настройки .
  • Выберите Панель управления .
  • Дважды нажмите Система .
  • Перейдите на вкладку Диспетчер устройств .
  • Нажмите на значок рядом с Устройствами интерфейса пользователя , чтобы развернуть список.
  • Разверните Звуковые, видео и игровые контроллеры .
  • Разверните список Контроллеры универсальной последовательной шины .
  • Запишите все записи во всех расширенных списках
  • Нажмите Отмена , чтобы закрыть диспетчер устройств.

Перезагрузите компьютер в безопасном режиме .


Для загрузки в безопасном режиме выполните следующие действия:

Безопасный режим запускает компьютер с ограниченными файлами и драйверами, но Windows все равно будет работать. Чтобы узнать, находитесь ли вы в безопасном режиме, вы увидите слова в углах экрана.

Если проблема с геймпадом не устранена, проверьте, происходит ли она, когда компьютер находится в безопасном режиме.

Как перевести компьютер в безопасный режим


Есть две версии:

  • Безопасный режим
  • Безопасный режим с поддержкой сети

Они похожи, хотя последний включает в себя сетевые драйверы и другие службы, необходимые для доступа к сети и другим компьютерам в той же сети.

Выполните следующие действия, чтобы запустить компьютер в безопасном режиме:

  • Нажмите кнопку Пуск .
  • Выберите Настройки – откроется окно настроек.
  • Нажмите Обновление и безопасность .
  • Выберите Восстановление на левой панели.
  • Перейдите в Расширенный запуск .
  • Нажмите Перезагрузить сейчас .
  • Выберите «Устранение неполадок» на экране выбора параметров, затем нажмите «Дополнительные параметры».
  • Зайдите в Настройки запуска и нажмите Перезагрузить
  • После перезагрузки компьютера появится список параметров.
  • Выберите 4 или F4, чтобы запустить компьютер в безопасном режиме.

Более быстрый способ перейти в безопасный режим – перезагрузить компьютер и выполнить следующие действия:

  • На экране Выберите вариант выберите Устранение неполадок> Дополнительные параметры> Параметры запуска> Перезагрузить .
  • После перезагрузки компьютера появится список параметров.
  • Выберите 4 или F4, чтобы запустить компьютер в безопасном режиме.
Дополнительно:  Root пароли к ssh


Если в безопасном режиме проблемы с геймпадом нет, то ваши стандартные настройки и основные драйверы не способствуют возникновению проблемы.

Для выхода из безопасного режима сделайте следующее:

  • Нажмите правую кнопку Пуск .
  • Выберите Выполнить .
  • Введите msconfig
  • Откроется всплывающее окно
  • Перейдите на вкладку Загрузка .
  • Снимите или снимите флажок Безопасная загрузка
  • Перезагрузите компьютер

Удалить дубликаты устройств

  • Нажмите Пуск .
  • Выберите Настройки .
  • Выберите Панель управления .
  • Дважды нажмите Система .
  • Перейдите на вкладку Диспетчер устройств .
  • Нажмите на значок рядом с Устройствами интерфейса пользователя , чтобы развернуть список.
  • Разверните Звуковые, видео и игровые контроллеры .
  • Разверните список Контроллеры универсальной последовательной шины .
  • Удалить все повторяющиеся записи во всех расширенных списках
  • Нажмите Отмена , чтобы закрыть диспетчер устройств.
  • Перезагрузите компьютер в обычном режиме (не в безопасном режиме).

Виден ли джойстик средствами ос windows

Для подобной проверки нам потребуется открыть вкладку управления устройствами и принтерами (для этого можно воспользоваться панелью управления, либо нажать Win R, и использовать команду control printers).

control printers — просмотр подключенных устройств
control printers — просмотр подключенных устройств

Среди устройств необходимо найти джойстик, нажать на нем ПКМ (правую кнопку мыши) и открыть его параметры.

Параметры игровых устройств
Параметры игровых устройств

После перейти во вкладку “Свойства / проверка” и попробовать нажать поочередно на все кнопки джойстика.

Свойства джойстика
Свойства джойстика

Если джойстик исправен и драйвер на него корректно установлен — вы должны увидеть, как на экране проверки начнут мигать кнопки (см. скрин ниже ). В идеале, при нажатии на любую из кнопок — вы должны видеть реакцию…

при нажатии на кнопку
при нажатии на кнопку

Важно!

Разумеется, пока Windows не начнет реагировать на нажатие кнопок джойстика — переходить к настройкам игр — бессмысленно! (они его также не увидят…)

Кстати, если у вас ряд кнопок не сработал — попробуйте откалибровать геймпад (делается это в том же окне, но в другой вкладке – “параметры”, см. скрин ниже).

Калибровать
Калибровать

Выполните калибровку устройства

После установки драйверов потребуется перезагрузить систему компьютера, затем ваше игровое устройство нужно откалибровать. Как это сделать:

Шаг 1. Сначала зайдите в «Пуск», расположенный в левой части экрана.

Заходим в «Пуск», открываем «Панель управления»
Заходим в «Пуск», открываем «Панель управления»

Шаг 2. Затем найдите «Панель управления», в ней нас интересует пункт «Устройства и принтеры», откройте его.

В режиме «Просмотр» выставляем «Мелкие значки», находим и открываем пункт «Устройства и принтеры»
В режиме «Просмотр» выставляем «Мелкие значки», находим и открываем пункт «Устройства и принтеры»

Шаг 3. В появившемся окне найдите ваше игровое устройство ввода и кликните по нему правой клавишей мыши для открытия контекстного меню. В нем нам нужна графа «Параметры игровых устройств управления».

Нажимаем по значку игрового устройства правой кнопкой мышки, затем левой кнопкой по опции «Параметры игровых устройств управления»
Нажимаем по значку игрового устройства правой кнопкой мышки, затем левой кнопкой по опции «Параметры игровых устройств управления»

Шаг 4. Откроется окно с названием «Игровые устройства». Кликните по «Свойства», находящиеся в самом низу.

Кликаем по кнопке «Свойства»
Кликаем по кнопке «Свойства»

Шаг 5. Вы увидите окно, содержащее информацию о свойствах вашего джойстика или любого другого устройства. Перейдите в самую первую вкладку «Параметры», здесь вам будет предложено откалибровать ваше устройство. Чтобы совершить это, кликните по пункту с текстом «Откалибровать».

Переходим во вкладку «Параметры», нажимаем по кнопке «Откалибровать»
Переходим во вкладку «Параметры», нажимаем по кнопке «Откалибровать»

Шаг 6. Запустится системная программа «Мастер калибровки игрового устройства». Читайте информацию, жмите «Далее».

Нажимаем «Далее»
Нажимаем «Далее»

Шаг 7. Затем выполните калибровку, придерживаясь предоставленными программой инструкциям, это займет совсем немного времени.

Настроив параметры, нажимаем «Далее»
Настроив параметры, нажимаем «Далее»Выполнив указанные действия, нажимаем «Далее»
Настроив параметры, нажимаем «Далее»Как подключить геймпад к ноутбуку

Выполнив указанные действия, нажимаем «Далее»

Драйвера xinput геймпадов

Игровые манипуляторы, будь они оригинальными от Microsoft или от любого бренда, поддерживающие протокол XInput, будут называться “Xbox 360 Controller for Windows” либо “Xbox One Controller for Windows”. То есть по сути драйверов для XInput манипуляторов раз-два и обчёлся.

В коробку с таким устройством не кладут диск с драйверами – он есть в базе операционной системы. Получается, если такой геймпад определяется как “Неизвестное устройство” – проблема в вашей Windows. Особняком стоит драйвер для работы через Bluetooth – то, как он устанавливается, не поддаётся никакой логике.

По идее, после сопряжения контроллера с компьютером через “синезуб” в “Устройствах и принтерах” должно появиться соответствующее устройство. В реальности же всё не так и часто требуется поставить дополнительный драйвер. А вот где такой искать – больной вопрос: иногда искомый найдётся на диске вместе с геймпадом, иногда – на сайте производителя.

В чём проблема не оригинальных геймпадов, которые якобы для Xbox 360/One, но таковыми не являются? Драйвер-то используется от Microsoft, сертифицированный и проверенный пять тысяч раз. Вот только устройства имитируют работу оригинального контроллера плохо.

То есть переназначить кнопки через приложение “Аксессуары Xbox” нельзя, кнопки XYBA могут оказаться перепутаны местами, оси неправильно повёрнуты… Много чего бывает нехорошего и такие проблемы не всегда удаётся исправить программным путём. Способы есть, о них в разделе про полезные утилиты, но они не всегда работают.

Как игры взаимодействуют с геймпадами

Ещё чуть-чуть и я раскрою вам тайну, отвечающую на вопрос: почему эмулятор геймпада x360ce не работает так, как должно, с играми на одном ПК, хотя на другом всё отлично. Ключевая фраза: сложность пути.

Между игрой и геймпадом находятся два перевалочных пункта: драйверы и программные библиотеки xinput и dinput.

Программные библиотеки – это, упрощённо говоря, наборы функций, которые могут использоваться несколькими программами одновременно. Сама Windows состоит из гигантского количества оных и это удобно – экономится место на диске, упрощается обновление программ.

Взгляните на схему ниже. Она сильно упрощена, за что прошу прощения у игровых разработчиков, но в целом должна правильно передать суть. Если вы знаете что-то, чего не знаю я – напишите в комментариях, дополню статью.

На рисунке я показал, что игра общается с устройствами через программные библиотеки и драйверы. Причём вариантов множество – единого стандарта не существует.

Отсутствие унификации вызывает, пожалуй, самую частую проблему – когда игра не видит геймпад. Чтобы объяснить, почему так происходит, нужно вспомнить – есть ведь несколько видов устройств: геймпады с протоколами XInput, DirectInput, клавиатуры и мыши. Вот только как игре отличить геймпад от колёсика регулировки громкости на мультимедийной клавиатуре?

А никак! Серьёзно. Да, в DirectInput есть классификатор устройств. XInput-у он не нужен – там понятно, что кроме игрового манипулятора ничего через этот протокол не подключится. На практике игры работают, мягко говоря, странно, зачастую определяя доп. клавиши типа пресловутого колёсика громкости геймпадом №1 в системе.

Особенно этим грешат игры-порты японских тайтлов с Playstation 3/4 (Street Fighter и т.п.). Выход один – отключать устройства физически и программно, пока в виртуальной очереди первым не окажется настоящий геймпад. Иногда доходит до абсурда – работает всё, кроме стика, и только отключение всех USB устройств позволяет полноценно управлять игрой всеми кнопками.

Кстати, насчёт управления. Каждое нажатие кнопки передаётся сначала в драйвер, после чего сигнал принимает компонент Windows, представленный в виде файла, чьё имя начинается на “xinput…” и/или “dinput…”, затем нажатие видит сама игра. Важно понимать, что связь двусторонняя.

В качестве обратной связи можно привести пример с виброотдачей: игра отправляет команду устройству и оно “вибрирует” моторчиками. Если на каком-то этапе что-то пошло не так, последствия могут быть непредсказуемые. Например, читатель присылал мне версию драйвера “USB Vibration Joystick”, вызывавшую полное зависание операционной системы в момент, когда должна сработать вибрация в геймпаде.

Смена драйвера может помочь

Если у вас неправильно определяются кнопки, не работает виброотдача, то, кроме отключения всех устройств, пробуйте сменить драйвер геймпада. Для этого откройте Диспетчер устройств, жмите правой кнопкой по пункту с вашим геймпадом – “Обновить драйвер” – “Выполнить поиск драйверов на этом компьютере” – “Выбрать драйвер из списка доступных драйверов на компьютере”. Если драйвер там только один, не советую ковыряться с ними дальше, ибо несертифицированные драйвера, которые вы можете найти на просторах всемирной сети, с 99,99% вероятности вам не помогут, а вот вирус занесут за милую душу.

Что ещё может пойти не так? Об одной ситуации я уже рассказал в разделе “Клавиатуры и мыши” – игра может принять набор мультимедийных кнопок за геймпад, из-за чего настоящий игровой контроллер работать не будет. О других расскажу в разделах, посвященных программам.

Клавиатуры и мыши

“При чём тут они?” – спросите вы. А при том, что они мешают играм опознать геймпад! В протоколе XInput не предусмотрена работа с клавомышью, зато она присутствует в DirectInput. Если игра поддерживает оба протокола, может возникнуть ситуация, когда игра, перебирая устройства, решает, что к ПК подключён геймпад, которого на самом деле нет, и останавливает дальнейший перебор, “не доходя” до настоящего геймпада.

Ситуация, между прочим, частая. Современные мыши и клавиатуры устроены так, что у одного реального устройства может быть несколько виртуальных. Например, как видно на скриншоте “Устройства и драйверы” в предыдущей главе, к моему ПК якобы подключены три клавиатуры. А если заглянуть в Диспетчер устройств, можно поразиться больше:

Устройства HID – это в основном клавиатуры, мыши и геймпады. Почему их так много? Ну, дополнительные кнопки мыши – это отдельное HID устройство. Мультимедийные клавиши клавиатуры – также отдельное устройство. Всякие колёсики прокрутки, регуляторы громкости могут представляться системе отдельными устройствами.

В DirectInput допустимы три вида устройств: мышь, клавиатура, джойстик. И есть функции, позволяющие определить, who is who, но на практике разработчики на это забивают. Например, в Need for Speed 2005 года (той части, где видеовставки с живыми актёрами почти бесшовно совмещены с игровой графикой) не определяется геймпад, когда к ПК подключена мышь A4Tech XL-760H с дополнительными кнопками.

Наличие драйвера

Обычно, “новая” ОС Windows 10 автоматически ставит драйвера для большинства джойстиков (чего не скажешь о др. ОС). Но в ряде случаев этого может не произойти…

В любом случае, рекомендую зайти в диспетчер устройств и посмотреть: нет ли в нём устройств с восклицательными знаками (например, во вкладке “Другие устройства”).

Другие устройства - обновить драйвер / диспетчер устройств
Другие устройства – обновить драйвер / диспетчер устройств

Если у вас есть “родной” драйвер для джойстика (например, компакт-диск/флешка, которые шли в комплекте к нему) — установите драйвер с них.

Кстати, в диспетчере устройств можно попробовать обновить драйвер вручную: для этого сначала кликните по кнопке “Обновить конфигурацию оборудования”, а после нажмите ПКМ по нужному устройству и в меню укажите “Обновить драйвер”.

После согласитесь на автоматически поиск и установку драйвера…

Как обновить драйвер в диспетчере устройств
Как обновить драйвер в диспетчере устройств

Если драйвер обновить не удалось, рекомендую следующее:

  1. утилита для автоматического поиска драйверов;
  2. поиск драйвера по коду оборудования (вручную).

Кроме этого, можно попробовать перенести драйвер из другой Windows (если вдруг у вас есть ПК с другой версией Windows, где джойстик работает (как у автора вопроса)). Как это сделать – см. заметку ниже.

В помощь!

Как скопировать драйверы из Windows, даже если она не загружается (и перенести их, при необходимости, в другую Windows).

Предисловие

Одни из наиболее популярных статей на сайте – о том, как “подружить” игровые устройства с играми. Из-за этого мне регулярно задают вопросы, которые условно можно поделить на три группы:

  1. Почему геймпад XXX не работает в игре YYY?
  2. Почему работают только несколько кнопок джойстика?
  3. Как играть в игру ZZZ на геймпаде?

Чтобы не отвечать одно и то же, написал то, что вы сейчас читаете. В статье содержатся абсолютно все мои знания о настройке игровых устройств, не больше и не меньше. Это не пошаговая инструкция и не FAQ о настройке геймпадов, а компиляция различной информации о проблемах, с которыми я встречался, и их возможном решении.

Замечу, что я не сотрудник магазина компьютерных комплектующих и никогда им не был, я не про-геймер и не настолько увлечён играми, как вам может показаться (но Skyrim, Elite Dangerous, RimWorld, The Outer Worlds – не пустые для меня слова). Весь опыт получен как самостоятельно (у меня есть несколько геймпадов), так и в процессе безвозмездной помощи геймерам, которые любезно разрешили подключиться к их ПК через программу TeamViewer и смиренно нажимали кнопки устройства, пока я ковырялся в настройках эмулятора.

В статье ниже вы найдёте информацию о том, почему игры по-разному работают с геймпадами и как поступить, если встретились с неполадками. Она поможет избежать очевидных граблей в процессе выбора и эксплуатации геймпада и, надеюсь, сэкономит вам время, нервы и деньги.

Программа для калибровки

В Windows встроена программа для калибровки джойстика , которая позволяет корректировать чувствительность геймпада при его использовании. Это обязательная процедура после установки устройства, без которой лучше не начинать играть.

Как откалибровать геймпад на Windows 10 :

  1. Кликаем ПКМ по Пуску и выбираем «Панель управления».

    Как подключить геймпад к ноутбуку

  2. Открываем пункт «Оборудование и звук».
  3. Среди всех устройств выбираем контроллер, у него должен быть соответствующий значок, при условии правильного определения.
  4. Кликаем по нему правой кнопкой мыши и выбираем «Параметры игровых устройств».
  5. В новом окне жмем на «Свойства».

    Как подключить геймпад к ноутбуку

  6. Переходим на вкладку «Проверка» и оцениваем необходимость калибровки.

    Как подключить геймпад к ноутбуку

  7. Возвращаемся на вкладку «Параметры» и настраиваем джойстик.

Протоколы directinput и xinput

Для обмена информацией между игрой, Windows и устройством используются программные интерфейсы. Другими словами – протоколы связи. Старейший и популярнейший – DirectInput. Именно с его помощью ваш любимый Fornite/PUBG/что_угодно получает информацию о нажатиях клавиш клавиатуры и движениях мыши.

Изначально DInput использовался для связи с традиционными средствами управления – клавиатурой и мышью. Позже в протокол добавили функции обратной связи (вибрацию моторчиков) и считывание данных с аналоговых осей, что позволило геймпадам наладить полноценную, унифицированную связь с играми на ПК.

В девяностые и самом начале двухтысячных, в эпоху Windows 95/98/ME, DirectInput был единственным (и неплохим!) способом общения игр и устройств. Рули с обратной отдачей, джойстики-палочки и прочие манипуляторы баловали игроков обилием конфигураций. Устройства отличались количеством кнопок, наличием всяких крутилок-вертелок, а обратная связь была настолько реалистичной, что рули могло буквально “клинить” на виртуальных ухабах.

Ближе к 2005 году, когда на каждом игровом ПК прочно закрепилась операционная система Windows XP от корпорации Microsoft, стал намечаться раздрай в вопросе о том, как игровые устройства должны взаимодействовать с операционной системой и играми. С этого времени, на мой взгляд, и начались проблемы.

Итак, что же начало меняться?

Во-первых, для работы с мышью и клавиатурой Microsoft стала рекомендовать разработчикам использовать так называемый “Message loop” – новый метод захвата нажатий клавиш, тесно интегрированный с графическим интерфейсом системы. Это позволило упростить не только разработку игр, но и сделать отклик клавиш быстрее (в теории, подтверждений не нашёл).

Во-вторых, в 2005 году вышла приставка Xbox 360 и на платформе Windows появился новый программный протокол – XInput. В отличие от DirectInput, где творится полнейший хаос с вариациями устройств, “иксинпут” заточен только под одно устройство: геймпад для Xbox 360, у которого всегда одинаковое количество кнопок и осей, а также один и тот же набор вибромоторов.

Появление XInput позволило улучшить игровой опыт, ибо разработчики смогли сосредоточиться на оптимизации игр под два варианта управления: традиционную клавомышь и геймпад Xbox 360.

То, что многие игры получились мультиплатформенными, действительно в чём-то помогло. Например, сейчас кажется логичным, что при подключении геймпада к ПК игровые подсказки меняются прямо “на лету”, а когда-то, до XInput, приходилось настраивать раскладку вручную.

Но есть и обратная сторона медали. Несмотря на обилие аксессуаров для приставки Microsoft – всяким гарнитурам, рулям, прицепливаемым к геймпаду мини-клавиатурам, новый протокол оказался куцым на возможности: обратная отдача практически отсутствует – доступны лишь ограниченные варианты вибрации, аналоговых осей в геймпаде не так уж и много, количество кнопок фиксированное.

Таким образом, рекомендация Microsoft использовать XInput поспособствовала оттачиванию управления в играх, но принесла проблемы с настраиваемостью (далеко не во всех играх можно переназначить кнопки геймпада) и ограничила развитие игровых манипуляторов (на мой сугубо непрофессиональный взгляд оно давно остановилось).

Совместимость с играми

Далеко не во всех играх можно использовать обычные универсальные джойстики: некоторым нужны спец. геймпады. А ряд игр вообще не поддерживает джойстики (в принципе! Это просто не предусмотрено разработчиками). Такое обычно бывает со старыми играми…

Для использования классического джойстика — в подобных случаях можно прибегнуть к двум вариантам:

  1. если для игры есть спец. дополнения/плагины (устраняющие этот недостаток) — воспользоваться ими (здесь без комментариев );
  2. установить и настроить спец. утилиту, которая все ваши нажатия на кнопки джойстика будет “преобразовывать” в нажатия кнопок клавиатуры. Т.е. игра будет “думать”, что вы играете на клавиатуре…

Решение второго варианта (на мой взгляд) – лучше поручить утилите JoyToKey: она совместима с большинством игр и джойстиков, в ней можно создать профили под каждую игру, она легко справляется даже с несколькими джойстиками, и она работает с ОС Windows 7/8/10. ✌

В помощь!

Как настроить JoyToKey по шагам — инструкция для начинающих

Нажимаете кнопку джойстика — и видите нужную строчку
Нажимаете кнопку джойстика — и видите нужную строчку

Если вы решили вопрос как-то иначе – дайте знать в комментариях (заранее благодарю!).

Всего доброго!

Полезный софт:

  • Видео-Монтаж Отличное ПО для создания своих первых видеороликов (все действия идут по шагам!). Видео сделает даже новичок!
  • Ускоритель компьютера Программа для очистки Windows от “мусора” (удаляет временные файлы, ускоряет систему, оптимизирует реестр).

Способ подключения

Итак, вам уже должно быть понятно, что даже такая внешне примитивная штука, как кнопка-триггер, может быть аналоговой или дискретной, что сильно повлияет на игровой опыт. А что насчёт связи геймпада с компьютером? С подключением тоже есть особенности, которые желательно знать до покупки.

Все геймпады можно разделить на три категории по способу подключения.

1. Геймпады проводные, подключаемые к порту USB (“wired”). Самый обычный, надёжный вариант. Проблем у таких устройств меньше (разве что с драйверами, но это касается всех устройств).

2. Работающие через адаптер-донгл (“wireless” – беспроводные). С точки зрения компьютера такое устройство – проводное. Для связи используется тот же протокол, что и у популярных беспроводных мышей, с радиоканалом на частоте 2,4 Ггц. На мой взгляд, такой вид беспроводных геймпадов лучше совместим с играми, проблем с ними меньше.

3. Подключаемые через Bluetooth (тоже “wireless”). Наиболее проблемная группа. Не рекомендую к покупке. Не имеет значения, DirectInput используют или XInput, далеко не все игры “видят” блютузные манипуляторы.

Какой геймпад лучше – проводной или беспроводной? Однозначного ответа у меня нет. С проводным проблем меньше: не нужно думать о батарейках. Но удобство игры без проводов… Ну, оно ощутимо. Могу лишь посоветовать: если хотите беспроводной – берите не тот, который через Bluetooth, а с персональным донглом-приёмником. И не теряйте его, конечно. Оставьте в ПК и не трогайте лишний раз.

Пожалуй, единственная специфичная проблема с wireless геймпадами, которую я обнаружил, связана с большим количеством беспроводных мышей поблизости. Когда их много, можете столкнуться со спонтанными отключениями оных или геймпадов. Впрочем, достаточно подключить какой-нибудь из донглов через USB-удлинитель, отодвинуть подальше от собратьев, и связь приходит в норму.

Да и игры на отключения таких реагируют лучше, ибо попросту не замечают сбоя: многие модели геймпадов постоянно видны в системе как подключенные, даже если радиосвязь прервалась, поэтому в худшем случае пропустите пару нажатий кнопок. С блютузными такое не прокатит: когда связь рвётся, операционная система видит отключение устройства и останавливает драйвер. Из-за этого некоторые игры переключаются на клавиатуру и не видят геймпад, пока не перезапустишь игру.

Стики и их оси

В предыдущей главе я упомянул про аналоговые оси. Именно они (в количестве двух штук) задействованы в стиках.

Стики (мини-джойстики) на классических геймпадах находятся под большими пальцами:

Впрочем, левый стик может быть выше, как на геймпаде от приставки Microsoft, не суть важно. Имеет значение лишь то, что стики можно двигать в стороны и игра это “увидит” (ещё стики можно нажимать, работает как нажатие обычной кнопки).

На примере мини-джойстиков легко объяснить концепцию аналоговых осей и то, какие с ними случаются неприятности. А проблем много: осей бывает несколько, их показания могут сбиваться ввиду несовершенства аппаратной части.

Чтобы игра знала, как сильно отклонил игрок мини-джойстик относительно центральной позиции, игровой манипулятор шлёт значения по двум осям: вертикальной и горизонтальной, X и Y. Оси, а точнее, сами стики, называют аналоговыми, потому что позволяют отслеживать промежуточные значения, не только крайние положения.

Следует знать, что в состоянии “покоя” у осей стиков значение не нулевое, а соответствует ровно середине заданной драйвером геймпада шкалы. Нулевое и максимальные значения шкалы – это отклонения до упора.

Например, если шкала осей имеет 256 значений, то по у стика по центру координаты X=128, Y=128. При отклонении строго влево координаты получатся X=0, Y=128, при отклонении вправо вверх будет X=256, Y=0 и так далее. Если отклонить стик немного в сторону, то получится что-нибудь вроде X=40, Y=198.

И всё было бы классно с этими осями, если бы не ряд особенностей, мешающих геймерам играть. В идеале датчики осей должны чутко реагировать на малейшие отклонения мини-джойстиков, при этом плавные движения пальцев должны плавно перетекать в движения цифровые, т.е. значения шкал должны меняться плавно.

А) Расхождение реальных показаний датчиков и установок драйвера геймпада. Иногда из-за брака в датчиках или ошибки в драйвере максимальные и/или минимальные значения осей расходятся с ожидаемыми. Тогда камеру будет тянуть в сторону либо персонаж начнёт мееедленно шагать без всякой причины, потому что “точка покоя” не будет ровно посередине шкал.

Рекомендую такой геймпад сдать в магазин для ремонта либо замены. Если данное действие невозможно, сделайте калибровку (Параметры – Устройства – Устройства и принтеры – найдите свой геймпад, откройте его свойства, там должна быть заветная кнопка). Суть калибровки сводится к тому, что вы в специальном мастере настройки по очереди наклоняете все стики и Windows запоминает их показания, в дальнейшем корректируя значения (до перезагрузки или переподключения устройства, если драйвер недоработан).

Б) “Дребезг” контактов. Иногда значения шкал выставлены верно, вот только при игре возникает ощущение, что вместо вас играет призрак – персонаж неожиданно дергается, порываясь куда-то пойти, камера сдвигается сама по себе. Никакие калибровки здесь не помогут – периодически замыкающие контакты не чинятся. Такие геймпады лучше менять по гарантии сразу при обнаружении проблемы.

Однако особо рукастые геймеры пытаются с разной степенью успешности починить дребезг. Например, смазывают контакты внутри датчиков осей машинным маслом. Таким образом уменьшается площадь соприкосновения контактов и проблема уходит на некоторое время.

Ещё для таких дел в играх придумали опцию “мёртвая зона” (“dead zone”). Её суть в том, что игра игнорирует какие-то небольшие отклонения стика, реагируя лишь на ощутимый сдвиг. Играть при этом становится не очень-то удобно (приходится сильно отклонять стики), но хоть как-то…

В некоторых играх вы встретите настройку с похожим названием: “anti dead zone”. Почему-то в одних она отвечает за игнорирование максимальных значений, в других компенсирует физическую “мёртвую зону”, делая отклонения стиков чувствительнее.

В) Иногда никаких осей нет. На очень, мягко говоря, недорогих манипуляторах стики не аналоговые… То есть отклонения определяются сразу как максимальные. Если вы с таким встретились, читайте инструкцию к геймпаду – есть шанс, что датчики всё же установлены, просто по умолчанию устройство находится в режиме, более подходящем для игры на эмуляторах старых приставок, где стиков отродясь не было.

Стрелки (d-pad, крестовина)

Стрéлки могут быть как отдельными кнопками, так и группой кнопок “D-Pad”. С аппаратной части это обычные кнопки, срабатывающие при нажатии стрелки в одном из направлений.

Крестовину называют четырёхпозиционной, если срабатывает в одном из четырёх направлений: влево, вправо, вверх, вниз. На мой взгляд, это не лучший вариант, ибо играм нужно больше – ещё со времен Nintendo и даже раньше геймеры привыкли, что в файтингах для комбо задействованы промежуточные позиции (влево-вниз, вправо-вверх и т.д.).

Поэтому в некоторых моделях геймпадов D-Pad имеет восемь позиций. Впрочем, даже если вы видите круглую крестовину, как на фотографии выше, вполне возможно, что там на самое деле четыре кнопки, а промежуточные имитируются при одновременном нажатии имеющихся. Поэтому, если любите Mortal Kombat, внимательно смотрите в описании – четыре или восемь позиций имеет крестовина.

Независимо от того, как устроен D-Pad, с программной части тоже наличествуют нюансы: у геймпадов, работающих через Direct Input, крестовина может определяться не как D-Pad с осями направлений, а как совершенно разные кнопки. Не знаю, зачем так сделали, но факт остаётся фактом: когда я через TeamViewer помогал настроить эмулятор одному из читателей, нажатия на стороны крестовины его безымянного геймпада определялись как кнопки 2, 6, 7, и 9 (точные цифры другие, не вспомню).

Это странно, потому что для D-Pad в Direct Input имеется структура, позволяющая в настройках игр и эмуляторах приставок просто указать D-Pad 1, D-Pad 2 или тому подобную группу кнопок. Правда, такие могут быть повёрнуты относительно реального положения, и тогда с настройками придётся возиться ещё больше…

Бывает и такая экзотика: D-Pad, который определяется как оси X и Y, с точки зрения игр выглядящий как стик без промежуточных значений. Я такие встречал дважды, в обоих случаях у геймпадов не было настоящих аналоговых стиков (манипулятор похож на такой, какой был у PS One).

Такие разные кнопки

Отходя от дел программно-протокольных, следует вспомнить о физическом аспекте. Любой геймпад – это в первую очередь кнопки и аналоговые оси. Что это значит, сейчас объясню. Это необходимо знать, если намереваетесь выбрать и купить нормальный геймпад, а не ширпотреб.

У геймпада всегда есть кнопки. В конце концов, что ещё нажимать? Однако по устройству кнопки бывают разные. У обычных два состояния: “нажата” и “не нажата”, без промежуточных значений. Но есть и с промежуточными значениями! Например, у геймпадов для Playstation 4 такие – они позволяют игре понять силу нажатия кнопки. Кстати, как это ощущается на практике, я без понятия – PS у меня никогда не было.

Но кнопки геймпадов DualShock – это скорее исключение. Датчики, регистрирующие промежуточное значение, принято именовать “аналоговыми осями”. Таковые задействуются в стиках и триггерах и в следующих главах я про них много чего расскажу.

Что ещё нужно знать об обычных кнопках? Только про их нумерацию в играх.

В DirectInput кнопки нумеруются абы как (например, на моём старом геймпаде “1” – это нажатие на стик, у других это X, Start или что угодно). В протоколе XInput у каждой кнопки, каждого датчика строго заданное имя. Поэтому, подключив к ПК геймпад, работающий только по старому протоколу, придётся потратить время на удобную привязку кнопок к действиям.

С XInput таких проблем нет: создатели точно знают, что Y справа вверху, левый стик будет слева, а кнопка Guide – посередине. Это позволяет продумать управление так, чтобы игроку было удобно. Поэтому не удивляйтесь, что у двух одинаковых внешне DInput геймпадов кнопки работают по-разному – их внутренние названия отличаются. С манипуляторами XInput такой проблемы нет.

Триггеры

Эти кнопки, находящиеся на задней стороне геймпадов, не так просты, как кажутся на первый взгляд. От их поведения сильно меняется игровой опыт. В игровых подсказках триггеры обозначают сокращениями “LT” и “RT”.

Неспроста триггеры формой напоминают педальку: сила нажатия на эти кнопки регистрируется и обрабатывается, как и любая другая ось. Но это в идеале. К сожалению, аналоговыми бывают не всегда. Если на вашем геймпаде триггеры – обычные кнопки, считайте, что удовольствия от игрового процесса не получите.

С технической точки зрения триггеры на большинстве геймпадов делят ось Z. LT вызывает отклонение шкалы от середины до нуля, RT – от середины до максимума. Это приводит к странным эффектам в играх, работающих по протоколу DirectInput: при одновременном нажатии аналоговых триггеров получается, что ось, будучи способной иметь только одно значение, с точки зрения игры начинает дёргаться туда-сюда.

У аналоговых триггеров тоже бывают проблемы с датчиками, калибровка спасает. К сожалению, вы редко встретите настройку мёртвой зоны у оси Z – создатели игр почему-то забывают о том, что триггеры устроены так же, как и стики.

Итоги

Что же нужно для удобной игры? Конечно же, клавиатура с мышью качественный геймпад (на самом деле это не шутка, мои геймпады пылятся большую часть времени).

Чтобы подвести итоги, вернусь к вопросам, заданным в начале статьи.

1. Почему геймпад XXX не работает в игре YYY?

Как вы уже могли понять, сигналы между игрой и манипулятором проходят долгий, запутанный путь. Поэтому универсального ответа не существует.

Причина может быть банальной (у вас DirectInput геймпад, а игре нужен другой протокол), так и запутанной (как в играх от Electronic Arts, когда нужно отключить всё, что только возможно, чтобы игра наконец-то увидела манипулятор).

2. Почему работают только несколько кнопок джойстика?

На этот вопрос дам ответ, который может оказаться слишком упрощённым, но как сформулировать его по другому, я не знаю.

Иногда, в зависимости от таланта разработчиков к косякам, понятия “геймпад” для игры может не существовать. Или существовать лишь частично – как группы кнопок и осей без привязки к драйверу. И если к ПК подключено какое-то устройство, которое с точки зрения игры может являться частью “того самого” геймпада, то игра будет ожидать сигналов не от настоящего геймпада, а непонятно от чего.

3. Как играть в игру ZZZ на геймпаде?

Конечностями. А умение придёт со временем 🙂

Как вы уже могли догадаться, 99% проблем можно избежать, купив оригинальный геймпад от Xbox 360 или Xbox One. Оставшийся 1% решается отключением HID-драйверов в Диспетчере устройств.

Однако это касается только современных игр, заточенных под XInput контроллер. Для старых вам потребуется DirectInput геймпад. В обоих случаях надо внимательно читать описания к покупаемым устройствам, чтобы не нарваться на подделку или некачественное изделие.

Ещё есть авиасимуляторы и иже с ними (Elite Dangerous), которым подавай джойстики с DirectInput – для таких игр дешевить точно нельзя, качественные манипуляторы могут обойтись и в 5, и 15 тысяч рублей.

В любом случае не пытайтесь натянуть сову на глобус. Например, не используйте x360ce для переназначения кнопок XInput устройства. У каждой железки, у каждой софтины – своё предназначение. Чем лучше вы понимаете, что именно вы делаете, тем успешнее будет результат.

Оцените статью
Master Hi-technology
Добавить комментарий